1.1.1. Основные понятия и определения качества автомобиля

Ав­то­мо­би­ли, как и все про­мыш­лен­ные из­де­лия, име­ют ряд экс­плу­а­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик, важ­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся ка­че­ство и на­деж­ность.

Ка­че­ство — са­мая ком­плекс­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ав­то­мо­би­ля, ко­то­рая от­ра­жа­ет не толь­ко его экс­плу­а­та­ци­он­ные по­ка­за­те­ли, та­кие как мак­си­маль­ная ско­рость, рас­ход топ­ли­ва, ди­на­мич­ность и др., но и та­кие, как на­деж­ность, дол­го­веч­ность, ре­мон­то­при­год­ность, без­от­каз­ность и др.

Тех­но­ло­ги­че­ские по­ка­за­те­ли ка­че­ства по­ка­за­ны на рис. 1.1. Суть этих по­ня­тий при­ве­де­на ни­же. Ка­че­ство но­во­го или от­ре­мон­ти­ро­ван­но­го ав­то­мо­би­ля за­ви­сит от ма­те­ри­а­лов, из ко­то­рых он из­го­тов­лен, со­от­вет­ствия стан­дар­там по без­опас­но­сти и эко­ло­гии, со­блю­де­ния тех­но­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний при из­го­тов­ле­нии и дру­гих фак­то­ров, ко­то­рые за­ви­сят от за­во­да-из­го­то­ви­те­ля или ре­монт­но­го пред­при­я­тия.

Рис. 1.1. Тех­но­ло­ги­че­ские по­ка­за­те­ли ка­че­ства ав­то­мо­би­ля

Со­хра­не­ние па­ра­мет­ров ка­че­ства ав­то­мо­би­ля при его экс­плу­а­та­ции свя­за­но, преж­де все­го, с ква­ли­фи­ка­ци­ей во­ди­те­ля, вы­пол­не­ни­ем тре­бо­ва­ний за­во­да-из­го­то­ви­те­ля по свое­вре­мен­но­му вы­пол­не­нию опе­ра­ций тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и при­ме­не­нию ре­ко­мен­до­ван­ных за­во­дом экс­плу­а­та­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов (топ­ли­ва, ма­сел, жид­ко­стей и дру­гих рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов).

На­деж­но­стью ав­то­мо­би­ля на­зы­ва­ет­ся его свой­ство со­хра­нять в опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни нор­ма­тив­ные зна­че­ния всех па­ра­мет­ров при вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний по экс­плу­а­та­ции, тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию, хра­не­нию и транс­пор­ти­ро­ва­нию, опре­де­лен­ные за­во­дом-из­го­то­ви­те­лем.

На­деж­ность — ком­плекс­ное свой­ство, со­сто­я­щее в об­щем слу­чае из без­от­каз­но­сти, дол­го­веч­но­сти, ре­мон­то­при­год­но­сти и со­хра­ня­е­мо­сти (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Свой­ства, обес­пе­чи­ва­ю­щие на­деж­ность ав­то­мо­би­ля

Без­от­каз­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля не­пре­рыв­но со­хра­нять ра­бо­то­спо­соб­ное со­сто­я­ние в те­че­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни или на­ра­бот­ки.

Осо­бен­но важ­ное зна­че­ние име­ет без­от­каз­ность для аг­ре­га­тов, ко­то­рые не под­ле­жат ре­мон­ту: на­при­мер, све­чи за­жи­га­ния или элек­тро­маг­нит­ные топ­лив­ные фор­сун­ки.

Дол­го­веч­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля со­хра­нять ра­бо­то­спо­соб­ное со­сто­я­ние до на­ступ­ле­ния пре­дель­но­го со­сто­я­ния при уста­нов­лен­ной си­сте­ме тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та.

Для ре­мон­ти­ру­е­мых объ­ек­тов вы­де­ля­ют два или бо­лее ви­дов пре­дель­ных со­сто­я­ний. На­при­мер, для двух ви­дов пре­дель­ных со­сто­я­ний тре­бу­ет­ся от­прав­ка объ­ек­та в те­ку­щий или ка­пи­таль­ный ре­монт. Тре­тий вид пре­дель­но­го со­сто­я­ния пред­по­ла­га­ет окон­ча­тель­ное пре­кра­ще­ние при­ме­не­ния объ­ек­та по на­зна­че­нию. На ав­то­мо­би­ле пер­вые два ви­да пре­дель­но­го со­сто­я­ния на­сту­па­ют, на­при­мер, при от­ка­зе од­но­го из аг­ре­га­тов, а тре­тий вид свя­зан с вы­хо­дом из строя од­но­го или не­сколь­ких наи­бо­лее до­ро­гих со­став­ля­ю­щих (ку­зо­ва, дви­га­те­ля, аг­ре­га­тов транс­мис­сии), при ко­то­ром ре­монт их ста­но­вит­ся эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­ным.

Ре­мон­то­при­год­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в при­спо­соб­лен­но­сти к под­дер­жа­нию и вос­ста­нов­ле­нию ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния при про­ве­де­нии тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та.

Под ремонтоспособностью под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, преж­де все­го, до­ступ­ность аг­ре­га­тов при про­ве­де­нии их ре­мон­та, ма­лая тру­до­ем­кость сбор­ки-раз­бор­ки, не­вы­со­кая сто­и­мость за­пас­ных ча­стей.

Со­хра­ня­е­мость — свой­ство ав­то­мо­би­ля со­хра­нять в за­дан­ных пре­де­лах зна­че­ния па­ра­мет­ров, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих спо­соб­ность ав­то­мо­би­ля вы­пол­нять тре­бу­е­мые функ­ции, в те­че­ние и по­сле хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния.

В про­цес­се хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния ав­то­мо­биль под­вер­га­ет­ся не­бла­го­при­ят­ным воз­дей­стви­ям: на­при­мер, ко­ле­ба­ни­ям тем­пе­ра­ту­ры, дей­ствию влаж­но­го воз­ду­ха, виб­ра­ци­ям и т. п. В ре­зуль­та­те по­сле хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния объ­ект мо­жет ока­зать­ся в не­ра­бо­то­спо­соб­ном и да­же в пре­дель­ном со­сто­я­нии. Со­хра­ня­е­мость ав­то­мо­би­ля ха­рак­те­ри­зу­ет­ся его спо­соб­но­стью про­ти­во­сто­ять от­ри­ца­тель­но­му вли­я­нию усло­вий.

1.1.2. Понятия о неисправности и отказах автомобиля

В про­цес­се экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля про­ис­хо­дит его из­на­ши­ва­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го мо­гут воз­ни­кать не­ис­прав­но­сти и от­ка­зы в его ра­бо­те. При этом ис­поль­зу­ет­ся ряд тер­ми­нов и по­ня­тий, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют эти про­цес­сы.

Ис­прав­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром он со­от­вет­ству­ет всем тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При этом ав­то­мо­биль от­ве­ча­ет так­же и тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и мо­жет экс­плу­а­ти­ро­вать­ся без огра­ни­че­ний.

Не­ис­прав­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром он не со­от­вет­ству­ет хо­тя бы од­но­му из тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При этом ав­то­мо­биль, как пра­ви­ло, не со­от­вет­ству­ет ка­ким-то из тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и мо­жет дви­гать­ся с опре­де­лен­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми толь­ко до ре­монт­ной служ­бы или пе­ре­ме­щать­ся на бук­си­ре или на эва­ку­а­то­ре.

Ра­бо­то­спо­соб­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром зна­че­ния всех его па­ра­мет­ров со­от­вет­ству­ют ос­нов­ным тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции.

Ра­бо­то­спо­соб­ный ав­то­мо­биль, в от­ли­чие от ис­прав­но­го, дол­жен удо­вле­тво­рять лишь тем тре­бо­ва­ни­ям до­ку­мен­та­ции, вы­пол­не­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ное его ис­поль­зо­ва­ние, т. е. от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния. Ра­бо­то­спо­соб­ный ав­то­мо­биль мо­жет быть не­ис­прав­ным, на­при­мер, ес­ли он не удо­вле­тво­ря­ет эс­те­ти­че­ским тре­бо­ва­ни­ям, но ухуд­ше­ние внеш­не­го ви­да ав­то­мо­би­ля не пре­пят­ству­ет его экс­плу­а­та­ции.

Не­ра­бо­то­спо­соб­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром зна­че­ние хо­тя бы од­но­го его па­ра­мет­ра не со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При не­ра­бо­то­спо­соб­ном со­сто­я­нии ав­то­мо­биль, в от­ли­чие от не­ис­прав­но­го, пол­но­стью те­ря­ет спо­соб­ность к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию из-за вы­хо­да из строя од­но­го из аг­ре­га­тов или груп­пы аг­ре­га­тов.

Пре­дель­ным на­зы­ва­ет­ся та­кое со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром его даль­ней­шая экс­плу­а­та­ция не­до­пу­сти­ма или не­це­ле­со­об­раз­на, или вос­ста­нов­ле­ние его ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния не­воз­мож­но (не­це­ле­со­об­раз­но).

Кри­те­рий пре­дель­но­го со­сто­я­ния — это при­знак или со­во­куп­ность при­зна­ков пре­дель­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, уста­нов­лен­ных нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей. С по­ня­ти­ем пре­дель­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля и кри­те­ри­ем его из­но­са тес­но свя­за­но по­ня­тие амор­ти­за­ци­он­но­го сро­ка.

Амор­ти­за­ци­он­ный срок — это эко­но­ми­че­ски оправ­дан­ный пе­ри­од экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля, в ко­то­рый про­ис­хо­дит пол­ное по­га­ше­ние сто­и­мо­сти ав­то­мо­би­ля за счет амор­ти­за­ци­он­ных от­чис­ле­ний, ко­то­рые, в свою оче­редь, опре­де­ля­ют­ся го­до­вой нор­мой амор­ти­за­ции, в за­ви­си­мо­сти от ти­па ав­то­мо­би­ля с уче­том его мо­раль­но­го из­но­са, усло­вий экс­плу­а­та­ции и дру­гих фак­то­ров.

Де­фект (по­вре­жде­ние) — это со­бы­тие, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в на­ру­ше­нии ис­прав­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля при со­хра­не­нии его об­щей ра­бо­то­спо­соб­но­сти. На­при­мер, ца­ра­пи­на или вмя­ти­на на ку­зо­ве ав­то­мо­би­ля.

От­каз — это со­бы­тие, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в на­ру­ше­нии ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля. На­при­мер, раз­рыв тор­моз­но­го шлан­га или раз­ряд ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, при ко­то­ром за­пуск дви­га­те­ля не­воз­мо­жен.

Кри­те­рий от­ка­за — это при­знак или со­во­куп­ность при­зна­ков на­ру­ше­ния ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, уста­нов­лен­ных нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей. Кри­те­рии от­ка­зов сле­ду­ет от­ли­чать от кри­те­ри­ев по­вре­жде­ний. Под кри­те­ри­я­ми по­вре­жде­ний по­ни­ма­ют при­зна­ки или со­во­куп­ность при­зна­ков не­ис­прав­но­го, но ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля. От­ка­зы бы­ва­ют по ха­рак­те­ру воз­ник­но­ве­ния по­сте­пен­ные и вне­зап­ные. По­сте­пен­ные от­ка­зы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мо­но­тон­ным из­ме­не­ни­ем па­ра­мет­ров тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля (на­при­мер, из­нос, уста­лост­ные раз­ру­ше­ния и т. п.). Вне­зап­ные от­ка­зы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем па­ра­мет­ра тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля (на­при­мер, от­каз по при­чи­не пре­вы­ше­ния до­пу­сти­мо­го уров­ня на­груз­ки).

При­чи­на­ми от­ка­за вы­сту­па­ют яв­ле­ния, про­цес­сы, со­бы­тия и со­сто­я­ния, вы­звав­шие воз­ник­но­ве­ние от­ка­за ав­то­мо­би­ля.

От­ка­зы бы­ва­ют кон­струк­тив­ные, тех­но­ло­ги­че­ские и экс­плу­а­та­ци­он­ные:

  • кон­струк­тив­ные от­ка­зы ав­то­мо­би­ля воз­ни­ка­ют вслед­ствие на­ру­ше­ния уста­нов­лен­ных пра­вил и (или) норм кон­стру­и­ро­ва­ния ав­то­мо­би­ля. На­при­мер, бы­ло уста­нов­ле­но, что зна­чи­тель­ная до­ля бло­ков и го­ло­вок ци­лин­дров, по­сту­па­ю­щих в ка­пи­таль­ный ре­монт, яв­ля­ет­ся пол­но­стью не­ре­мон­то­при­год­ной из-за раз­мо­ра­жи­ва­ния дви­га­те­лей. В свя­зи с этим был пред­ло­жен один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния ли­бо рез­ко­го умень­ше­ния та­ко­го ви­да раз­ру­ше­ний пу­тем уста­нов­ки предо­хра­ни­тель­ных за­глу­шек;
  • тех­но­ло­ги­че­ские от­ка­зы яв­ля­ют­ся след­стви­ем на­ру­ше­ния или не­со­вер­шен­ства про­цес­са из­го­тов­ле­ния, ре­мон­та или тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния ав­то­мо­би­ля;
  • экс­плу­а­та­ци­он­ные от­ка­зы вы­зва­ны на­ру­ше­ни­ем пра­вил экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

По­след­ствия от­ка­за — это яв­ле­ния, про­цес­сы, со­бы­тия и со­сто­я­ния, обу­слов­лен­ные воз­ник­но­ве­ни­ем от­ка­за ав­то­мо­би­ля. По вли­я­нию на ра­бо­то­спо­соб­ность из­де­лия от­каз мо­жет быть ча­стич­ным и пол­ным. При ча­стич­ном от­ка­зе ав­то­мо­биль пе­ре­ста­ет вы­пол­нять ка­кую-ли­бо од­ну (или не­сколь­ко) из сво­их ос­нов­ных функ­ций, про­дол­жая при этом ра­бо­тать и вы­пол­нять осталь­ные функ­ции (на­при­мер, от­каз од­ной из спи­ра­лей ламп ближ­не­го и даль­не­го све­та). Пол­ный от­каз ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­воз­мож­но­стью даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

Кри­тич­ность от­ка­за — это со­во­куп­ность при­зна­ков, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих по­след­ствия от­ка­за. Клас­си­фи­ка­ция от­ка­зов по кри­тич­но­сти (на­при­мер, по уров­ню пря­мых и кос­вен­ных по­терь, свя­зан­ных с на­ступ­ле­ни­ем от­ка­за, или по тру­до­ем­ко­сти вос­ста­нов­ле­ния по­сле от­ка­за) уста­нав­ли­ва­ет­ся нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей по со­гла­со­ва­нию с за­каз­чи­ком на ос­но­ва­нии тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских со­об­ра­же­ний и со­об­ра­же­ний без­опас­но­сти. Кри­те­ри­ем для клас­си­фи­ка­ции мо­гут слу­жить пря­мые и кос­вен­ные по­те­ри, вы­зван­ные от­ка­за­ми, за­тра­ты тру­да и вре­ме­ни на устра­не­ние по­след­ствий от­ка­зов, воз­мож­ность и це­ле­со­об­раз­ность ре­мон­та си­ла­ми по­тре­би­те­ля или не­об­хо­ди­мость ре­мон­та из­го­то­ви­те­лем или тре­тьей сто­ро­ной, про­дол­жи­тель­ность про­сто­ев из-за воз­ник­но­ве­ния от­ка­зов, сте­пень сни­же­ния про­из­во­ди­тель­но­сти при от­ка­зе, при­во­дя­щем к ча­стич­но не­ра­бо­то­спо­соб­но­му со­сто­я­нию ав­то­мо­би­ля и т. п.

Ре­сурс­ный от­каз — это от­каз, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля до­сти­га­ет пре­дель­но­го уров­ня и его даль­ней­ший ре­монт и экс­плу­а­та­ция ста­но­вят­ся не­це­ле­со­об­раз­ны­ми по эко­но­ми­че­ским при­чи­нам или во­про­сам без­опас­но­сти. При­мер — од­но­вре­мен­ный от­каз дви­га­те­ля, транс­мис­сии и ку­зо­ва.

Не­за­ви­си­мый от­каз — это от­каз, не обу­слов­лен­ный дру­ги­ми от­ка­за­ми.

За­ви­си­мый от­каз — это от­каз, обу­слов­лен­ный дру­ги­ми от­ка­за­ми.

Вне­зап­ный от­каз — от­каз, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем зна­че­ний од­но­го или не­сколь­ких па­ра­мет­ров ав­то­мо­би­ля.

По­сте­пен­ный от­каз — от­каз, воз­ни­ка­ю­щий в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го из­ме­не­ния зна­че­ний од­но­го или не­сколь­ких па­ра­мет­ров ав­то­мо­би­ля.

Сбой — са­мо­устра­ня­ю­щий­ся от­каз или од­но­крат­ный от­каз, устра­ня­е­мый не­зна­чи­тель­ным вме­ша­тель­ством во­ди­те­ля. На­при­мер, от­каз при за­пус­ке дви­га­те­ля из-за окис­ле­ния клейм ак­ку­му­ля­то­ра.

Пе­ре­ме­жа­ю­щий­ся от­каз — мно­го­крат­но воз­ни­ка­ю­щий са­мо­устра­ня­ю­щий­ся от­каз од­но­го и то­го же ха­рак­те­ра.

Яв­ный от­каз — от­каз, об­на­ру­жи­ва­е­мый ви­зу­аль­но или штат­ны­ми ме­то­да­ми и сред­ства­ми кон­тро­ля и ди­а­гно­сти­ро­ва­ния при экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

Скры­тый от­каз — от­каз, не об­на­ру­жи­ва­е­мый ви­зу­аль­но или штат­ны­ми ме­то­да­ми и сред­ства­ми кон­тро­ля и ди­а­гно­сти­ро­ва­ния, но вы­яв­ля­е­мый при про­ве­де­нии тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния или спе­ци­аль­ны­ми ме­то­да­ми ди­а­гно­сти­ки.

Кон­струк­тив­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с не­со­вер­шен­ством или на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­ных пра­вил и норм про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния.

Про­из­вод­ствен­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с не­со­вер­шен­ством или на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­но­го про­цес­са из­го­тов­ле­ния или ре­мон­та аг­ре­га­та (уз­ла).

Экс­плу­а­та­ци­он­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­ных пра­вил и усло­вий экс­плу­а­та­ции.

Де­гра­да­ци­он­ный от­каз — от­каз, обу­слов­лен­ный есте­ствен­ны­ми про­цес­са­ми ста­ре­ния, из­на­ши­ва­ния, кор­ро­зии и уста­ло­сти при со­блю­де­нии всех уста­нов­лен­ных пра­вил и норм про­ек­ти­ро­ва­ния, из­го­тов­ле­ния и экс­плу­а­та­ции.

Все эти по­ня­тия охва­ты­ва­ют ос­нов­ные тех­ни­че­ские со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, каж­дое из ко­то­рых ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­во­куп­но­стью зна­че­ний па­ра­мет­ров, опи­сы­ва­ю­щих его со­сто­я­ние, а так­же ка­че­ствен­ных при­зна­ков, для ко­то­рых не при­ме­ня­ют ко­ли­че­ствен­ные оцен­ки. Но­мен­кла­ту­ру этих па­ра­мет­ров и при­зна­ков, а так­же пре­де­лы до­пу­сти­мых их из­ме­не­ний уста­нав­ли­ва­ют в нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции.

1.1.3. Закономерности изнашивания деталей автомобиля

Аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля ра­бо­та­ют в раз­лич­ных до­рож­ных и кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях, по­это­му ме­ха­низ­мы их под­вер­же­ны зна­чи­тель­ным тем­пе­ра­тур­ным, ме­ха­ни­че­ским и хи­ми­че­ским воз­дей­стви­ям. Пер­во­на­чаль­ные свой­ства, ка­че­ства и па­ра­мет­ры ма­ши­ны в про­цес­се экс­плу­а­та­ции из­ме­ня­ют­ся — про­ис­хо­дит из­на­ши­ва­ние ос­нов­ных ра­бо­чих де­та­лей в аг­ре­га­тах ав­то­мо­би­ля.

Из­на­ши­ва­ние — это про­цесс по­сте­пен­но­го из­ме­не­ния раз­ме­ра де­та­ли, при ко­то­ром из­ме­ня­ют­ся фор­мы и со­сто­я­ние не всей де­та­ли, а толь­ко ее ра­бо­чих по­верх­но­стей. Ре­зуль­та­том про­цес­са из­на­ши­ва­ния яв­ля­ет­ся из­нос, ко­то­рый обыч­но вы­ра­жа­ет­ся в мик­ро­мет­рах и мил­ли­мет­рах, но в от­дель­ных слу­ча­ях из­нос вы­ра­жа­ют в еди­ни­цах мас­сы (мг, г и т. д.).

Про­цесс из­ме­не­ния всех ви­дов из­на­ши­ва­ния при экс­плу­а­та­ции мож­но раз­бить на три пе­ри­о­да.

Пер­вый пе­ри­од свя­зан с при­ра­бот­кой со­пря­же­ний, ко­то­рая про­ис­хо­дит при не­зна­чи­тель­ном про­бе­ге ав­то­мо­би­ля. Этот пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся до­воль­но быст­рым на­рас­та­ни­ем из­но­са, так как про­ис­хо­дит сгла­жи­ва­ние мик­ро­ше­ро­хо­ва­то­стей на ра­бо­чих по­верх­но­стях де­та­лей. Окон­ча­ние при­ра­бот­ки за­кан­чи­ва­ет­ся по­сле об­кат­ки но­во­го ав­то­мо­би­ля и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­би­ли­за­ци­ей из­но­са де­та­лей (за­зо­ра меж­ду ни­ми; и этот за­зор на­зы­ва­ет­ся но­ми­наль­ным).

Вто­рой пе­ри­од — пе­ри­од нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля, дли­тель­ный по вре­ме­ни, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ма­лой ско­ро­стью на­рас­та­ния из­но­са де­та­лей и на­зы­ва­ет­ся пе­ри­о­дом есте­ствен­но­го из­на­ши­ва­ния.

Темп на­рас­та­ния из­но­сов за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров. Каж­дое ухуд­ше­ние усло­вий экс­плу­а­та­ции уве­ли­чи­ва­ет темп из­на­ши­ва­ния, то­гда как про­ве­де­ние ре­гу­ли­ро­воч­ных ра­бот, улуч­ше­ние усло­вий экс­плу­а­та­ции (све­жее мас­ло, мень­шие на­груз­ки) сни­жа­ет темп на­рас­та­ния из­но­сов в дан­ный пе­ри­од. Но об­щая за­ко­но­мер­ность из­на­ши­ва­ния не из­ме­нит­ся — из­но­сы бу­дут на­рас­тать и до­стиг­нут ве­ли­чин, ко­то­рые еще яв­ля­ют­ся до­пу­сти­мы­ми. Даль­ней­шая ра­бо­та со­пря­же­ний в дви­га­те­ле бу­дет про­ис­хо­дить при уве­ли­чен­ном за­зо­ре, с уве­ли­че­ни­ем ди­на­ми­че­ских на­гру­зок, худ­шей сма­зы­ва­ни­ем и, как след­ствие, с по­вы­шен­ной ско­ро­стью из­на­ши­ва­ния де­та­лей.

Тре­тий пе­ри­од ра­бо­ты со­пря­же­ний де­та­лей в аг­ре­га­тах ав­то­мо­би­ля на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом ава­рий­но­го из­на­ши­ва­ния. Ра­бо­та со­пря­же­ний в этом пе­ри­о­де мо­жет при­ве­сти к от­ка­зу и тре­бу­ет тща­тель­но­го на­блю­де­ния. Из­нос при этом не дол­жен пре­вы­шать пре­дель­ной ве­ли­чи­ны. Чис­лен­ные зна­че­ния но­ми­наль­но­го за­зо­ра (из­но­са) за­да­ют­ся кон­струк­ци­ей аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля, а до­пу­сти­мо­го и пре­дель­но­го — опре­де­ля­ют­ся тео­ре­ти­че­ски из усло­вий проч­но­сти де­та­лей, усло­вий сма­зы­ва­ния и на­деж­но­сти со­пря­же­ний де­та­лей.

Из­на­ши­ва­ние де­та­лей де­лят на че­ты­ре ви­да:

  • ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром вслед­ствие ме­ха­ни­че­ско­го воз­дей­ствия из­ме­ня­ют­ся фор­мы и объ­ем тру­щих­ся ча­стей без су­ще­ствен­ных фи­зи­че­ских и хи­ми­че­ских из­ме­не­ний (на­при­мер, пор­шень дви­га­те­ля);
  • фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми фи­зи­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми (на­при­мер, кла­па­ны дви­га­те­ля);
  • хи­ми­ко-ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми хи­ми­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми (кор­ро­зия и др.);
  • ком­плекс­ное, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми хи­ми­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми де­та­лей.

Для без­ава­рий­ной ра­бо­ты ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо си­сте­ма­ти­че­ски про­ве­рять его тех­ни­че­ское со­сто­я­ние, ис­поль­зуя ме­то­ды и сред­ства тех­ни­че­ско­го ди­а­гно­сти­ро­ва­ния.

Ис­прав­ный ав­то­мо­биль дол­жен удо­вле­тво­рять сле­ду­ю­щим ос­нов­ным тре­бо­ва­ни­ям:

  • аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля долж­ны ра­бо­тать без сту­ков, пе­ре­бо­ев и силь­но­го шу­ма;
  • дви­га­тель дол­жен ра­бо­тать с ми­ни­маль­ным со­дер­жа­ни­ем ток­сич­ных вред­ных ве­ществ в от­ра­бо­тав­ших га­зах и лег­ко за­пус­кать­ся;
  • аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля долж­ны иметь пол­ную гер­ме­тич­ность;
  • при­бо­ры элек­тро­обо­ру­до­ва­ния долж­ны ра­бо­тать без сбо­ев;
  • тор­моз­ная си­сте­ма долж­на ра­бо­тать на­деж­но и от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям стан­дар­тов;
  • ру­ле­вое управ­ле­ние долж­но ра­бо­тать на­деж­но и от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям за­во­да-из­го­то­ви­те­ля;
  • ку­зов ав­то­мо­би­ля не дол­жен иметь вмя­тин и раз­ру­ше­ний.

При не­вы­пол­не­нии этих и дру­гих тре­бо­ва­ний, а так­же в слу­чае от­ка­за в ра­бо­те от­дель­ных его аг­ре­га­тов ав­то­мо­биль дол­жен быть от­ре­мон­ти­ро­ван. В экс­плу­а­та­ции ре­монт ав­то­мо­би­ля под­раз­де­ля­ют на те­ку­щий и ка­пи­таль­ный.

Те­ку­щий ре­монт ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет со­бой наи­мень­ший по объ­е­му вид ра­бот, по­сле вы­пол­не­ния ко­то­рых ра­бо­то­спо­соб­ность ав­то­мо­би­ля вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Как пра­ви­ло, те­ку­щий ре­монт про­из­во­дит­ся без пол­ной раз­бор­ки аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля и за­клю­ча­ет­ся в за­ме­не от­дель­ных вы­шед­ших из строя де­та­лей или ме­ха­низ­мов. На­при­мер, за­ме­на рем­ня при­во­да жид­кост­но­го на­со­са дви­га­те­ля, стар­те­ра, фор­сун­ки или све­чи за­жи­га­ния, ламп си­сте­мы элек­тро­обо­ру­до­ва­ния и др. Те­ку­щий ре­монт ав­то­мо­би­ля, как пра­ви­ло, не яв­ля­ет­ся до­ро­го­сто­я­щим и дол­жен про­во­дить­ся ре­гу­ляр­но, по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти.

При ка­пи­таль­ном ре­мон­те боль­шин­ство аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля под­вер­га­ет­ся пол­ной раз­бор­ке, де­фек­та­ции де­та­лей, за­ме­не из­но­шен­ных де­та­лей, по­сле­ду­ю­щей сбор­ке и про­вер­ке на стен­де. При ка­пи­таль­ном ре­мон­те под­ле­жат за­ме­не сле­ду­ю­щие де­та­ли дви­га­те­ля: порш­ни, ком­прес­си­он­ные и мас­ло­съем­ные порш­не­вые коль­ца; гиль­зы ци­лин­дров (при не­воз­мож­но­сти их вос­ста­нов­ле­ния); вкла­ды­ши ко­рен­ных и ша­тун­ных под­шип­ни­ков; уплот­ни­тель­ные ман­же­ты; пре­ци­зи­он­ные де­та­ли топ­лив­ной ап­па­ра­ту­ры ди­зе­лей; уплот­ни­тель­ные про­клад­ки.

Дру­гие аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля, та­кие как ко­роб­ка пе­ре­дач, раз­да­точ­ная ко­роб­ка, ве­ду­щие мо­сты, де­та­ли под­вес­ки, элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, тор­моз­ной си­сте­мы и си­сте­мы ру­ле­во­го управ­ле­ния, ку­зо­ва, раз­би­ра­ют­ся на де­та­ли или за­ме­ня­ют­ся це­ли­ком при не­об­хо­ди­мо­сти. Ка­пи­таль­ный ре­монт ав­то­мо­би­ля — до­ро­го­сто­я­щая ра­бо­та, со­по­ста­ви­мая по сто­и­мо­сти со сто­и­мо­стью но­во­го ав­то­мо­би­ля, по­это­му ка­че­ство его про­ве­де­ния долж­но со­от­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям, близ­ким к ха­рак­те­ри­сти­кам но­во­го ав­то­мо­би­ля.